Основы игрового баланса все о вероятности 07.02.2020

Рейтинг надежности онлайн казино за 2020 год:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место в рейтинге! Моментальные выплаты!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Приветственный бонус 20 000 руб! Быстрые выводы!

Теория вероятности в ставках на спорт: немного о научном подходе

Многие, кто играет в букмекерских конторах, нередко приравнивают это увлечение к науке, в частности, к математике. Это не всегда оправдывается, однако общее все же есть: в обеих областях могут происходить случайные события, и в математике их вероятность определяется специальными формулами. Как подобное может быть применено в ставках на спорт?

Действительно, если при оценке возможного итога не учесть ряд переменных, способных инициировать случайные события, конечный результат может быть далек от предполагаемого. Для практического изучения возможного результата случайного события используются такие науки как эконометрика и статистика. Если говорить о событиях из мира спорта, то особую роль занимает теория вероятности – математический раздел, ориентированный на изучение случайных событий и их свойств.

Маржа букмекера как страховка от случайностей

Теория вероятности в ставках на спорт – это базис, на котором строится букмекерский бизнес. Все букмекеры закладывают в свои коэффициенты маржу, и это позволяет им получить доход независимо от результата спортивного события. При этом букмекерские котировки выставляются на основе вероятности конкретного исхода. Если они будут рассчитаны неправильно, букмекер понесет убытки.

К примеру, в матче Суперкубка УЕФА букмекер оценил вероятность победы «Ливерпуля» в основное время коэффициентом 1.77. Если разделить 1 на эту котировку и перевести в проценты, то вероятность победы «мерсисайдцев» составит 56.4%:

1 / 1.77 х 100 = 56.4%

Если подобным образом перевести в процентную вероятность коэффициенты на ничью и победу «Челси», то можно узнать величину букмекерской маржи:

  • 1 / 4 х 100 = 25%. Это процентная вероятность ничейного исхода.
  • 1 / 4.2 х 100 = 23.8%. Это вероятность победы «аристократов».

Как мы знаем, максимальный процент вероятности равен 100. То есть, если суммировать полученные результаты и отнять 100, можно узнать, какой размер прибыли закладывает букмекер на рынок исходов в этом матче: 56.4 + 25 + 23.8 – 100 = 5.2.

Получается, что при любом результате букмекерская прибыль составит порядка 5.2% от всего объема ставок на данный исход.

Математический анализ: зачем он нужен игроку

Помимо аналитических отделов БК, математика также востребована и у профессиональных беттеров. Переведя статистические данные в цифры и проведя математический анализ планируемых пари, можно с определенной долей вероятности определить следующие показатели:

  • количество ударов в створ ворот
  • средний показатель угловых ударов
  • соотношение нереализованных голевых моментов от общего числа атак
  • количество фолов и предъявленных желтых и красных карточек
  • текущую форму клуба или конкретного игрока и пр.

Другими словами, математический расчет ставок в определенной мере повышает шансы игрока в «противостоянии» с букмекером.

Рейтинг казино на русском языке:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место в рейтинге! Моментальные выплаты!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Приветственный бонус 20 000 руб! Быстрые выводы!

Валуйные ставки как часть матанализа

Периодически в линиях букмекеров встречаются события с переоцененным или недооцененным исходом (т.е. с заниженным или завышенным коэффициентом соответственно). Роспись формируется или проверяется человеком, следовательно, ошибки неизбежны. Подобные рынки принято называть валуйными.

Есть ряд профессиональных игроков, которые заигрывают исключительно валуйные исходы: на дистанции это позволяет им оставаться в плюсе. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если игрок понимает, что такое теория вероятности в ставках на футбол или другой вид спорта, а также умеет отделять важную информацию из массивов данных и правильно считать.

В интернете также можно найти специальные сервисы, которые мониторят линии букмекеров и автоматически собирают из них такие валуйные ставки или, как их еще называют, ставки с перевесом.

Математическое ожидание: что это значит в ставках

Конечно, получить крупный выигрыш по определенному пари можно и без математических знаний и даже без понимания правил игры (к вопросу о случайностях). Некоторые неопытные игроки после нескольких удачных ставок начинают считать себя гуру беттинга, что, конечно, не соответствует действительности.

Математическое ожидание в беттинге – это категория, позволяющая понимать средний размер выигрыша при регулярном размещении ставок по конкретной стратегии.

Для расчета мат. ожидания есть даже формула:

(Вероятность выигрыша) х (сумму потенциального выигрыша по текущему пари) – (вероятность проигрыша) х (сумму потенциального проигрыша по текущему пари).

Для лучшего понимания разберем конкретный пример подобной математической ставки на футбол.

На победу ФК «Уфа» над ФК «Крылья Советов» с форой (0) букмекер предлагает коэффициент 1.67, что эквивалентно 59.8% вероятности исхода. На противоположный рынок (победа футболистов из Самары с нулевой форой) котировка букмекера равна 2.2, что соответствует 45.4% вероятности.

При ставке в 1000 рублей на нулевую фору «Уфы» с кф. 1.67 («Уфа» победит или сыграет вничью) потенциальный размер выплаты составит 1670 рублей.

Что получится, если имеющиеся переменные вставить в формулу математического ожидания?

0.598 (вероятность победы первой команды или ничьей) х 1 670 рублей (потенциальный размер выигрыша) – 0.454 (вероятность проигрыша) х 1 000 рублей (размер возможного проигрыша), то есть:

0.598 х 1 670 – 0.454 х 1 000 = 544.66

Получается, что если математическая модель ставки верна, то каждый подобный исход будет приносит игроку 544.66 рубля.

Дисперсия в ставках на спорт

Какой бы выверенной ни была формула теории вероятности в ставках на футбол, хоккей, теннис или другой вид спорта, не все так просто. Как мы уже знаем, коэффициент 1.2 свидетельствует о том, что в 83 из 100 случаев событие случится. Однако, когда ставка окажется плюсовой, а когда минусовой на дистанции – непонятно.

Рассчитать дисперсию можно по следующей формуле:

(1 – 1 / букмекерский коэффициент) в степени S (количество минусовых ставок подряд).

Получается, что при трех проигрышах подряд по ставке с коэффициентом 1.2 вероятность четвертого минуса равна 0.49%:

(1 – 1 / 1.2) * 3 = 0.004913

Подобные расчеты особенно актуальны для игроков, предпочитающих использовать стратегию Мартингейл.

Стратегии при ставках «по науке»

Применение математического расчета в спортивных ставках позволяет не только выбрать событие с повышенной вероятностью выигрыша, но и увеличить игровой банк за счет различных финансовых стратегий.

Флэт – пари с фиксированным размером ставки. Это самой простой и самый популярный способ распределения игрового банка, который позволяет как минимум не остаться с нулем за несколько дней. Ставя на каждый исход по 3-5% от начального банка и угадывая не менее 51% от всех пари с коэффициентом не ниже 2.0, беттер будет в плюсе. Незначительно, но в плюсе.

Эта стратегия не принесет огромных выигрышей, но «научит» правильно подбирать события и грамотно анализировать возможные исходы с минимальными рисками «слива» банкролла.

Система Мартингейл – еще одна математическая стратегия, основанная на двукратном увеличении суммы ставки при неудачном исходе. При этом котировки на интересующий исход должны быть равны или выше отметки 2.0. В противном случае прибыль от выигранной ставки не сможет перекрыть предыдущие минусы.

Эта математическая стратегия размещения ставок на спорт является довольно рискованной, особенно если не учитывать дисперсию. При затяжной серии неудач игроку может не хватить оставшихся на счету денег для размещения следующей ставки или букмекер может отказать в заключении сделки.

На основе системы Мартингейл была создана стратегия игры «догоном».

Стратегия Д’Аламбера напоминает систему Мартингейла. Суть стратегии следующая: при проигрыше ставки сумма следующего пари увеличивается на единицу, а при выигрыше она уменьшается на это значение.

Если первая ставка равна 1 000 рублей, а коэффициент 2.2, то:

  • При выигрыше чистая прибыль составит 1 200 рублей.
  • Если ставка не выиграет, то сумма следующего пари возрастет до 2 000 рублей. При удачном исходе выплата составит 4 400, что компенсирует предыдущую неудачу и увеличит игровой банк. Размер следующей ставки должен быть равен 1 000 рублей.

Используя эту стратегию, можно как минимум оставаться в небольшом плюсе на дистанции.

Игроки используют теорию вероятности в ставках на настольный теннис, баскетбол, киберспорт и прочие виды спорта, даже не осознавая этого факта. Отслеживание изменений букмекерских котировок, изучение текущей формы соперников, анализ предыдущих игр – все это и есть математическое ожидание. И если все подсчеты сделаны правильно, вероятность выигрыша будет выше. Как минимум математически.

Самое важное о вероятности в азартных играх

Большинство читателей Casinoz согласятся, что математика помогает выигрывать в азартных играх, но далеко не все постоянные клиенты казино утруждают себя глубоким изучением этой сложной науки.

Среднестатистический пользователь вполне обходится без математических формул, сложных расчетов и статистических данных. И вряд ли стоит обвинять его в лени или невежестве.

Информацию о теоретическом возврате и превосходстве заведения предоставляют разработчики софта. Базовые стратегии к большинству разновидностей блэкджека, покера и видеопокера можно найти в интернете. Системы ставок и другие рекомендации публикуют многочисленные тематические издания, включая наш Casinoz.

Вооружившись советами экспертов, выиграть в казино может даже человек, бесконечно далекий от математики. Если речь идет об онлайн-гемблинге, можно, в крайнем случае, воспользоваться шпаргалками.

Однако профессиональные игроки все же рекомендуют разобраться хотя бы в основных математических терминах и понятиях, которые широко используются в азартных развлечениях.

В этой статье пойдет речь о вероятности в играх казино. Мы постараемся максимально доступно, практически на уровне домохозяйки, донести до читателей самую важную информацию, разложив ее по полочкам на конкретных примерах.

Что такое вероятность?

Важно понимать базовые положения. Начнем с основного термина:

Вероятность – оценка возможности наступления того или иного события.

Другими словами, это попытка установить, насколько высоки шансы того, что данное событие произойдет.

В теории вероятности данный показатель выражают числом от нуля до единицы:

  1. Если событие не произойдет никогда, его вероятность равна нулю;
  2. Если оно гарантировано случится, его вероятность равна единице.

Математики придерживаются такого метода, но рядовые пользователи в обычной жизни могут использовать другие способы выражения вероятности. О них рассказывается ниже.

Как рассчитать вероятность события в азартной игре?

Неподготовленному человеку эта задача может показаться невероятно сложной, но в простых ситуациях расчеты не вызовут затруднений.

Стандартная формула такова:

Вероятность равна количеству благоприятных исходов, разделённому на общее число возможных вариантов.

Проанализируем ее на элементарном примере.

Вы бросаете монету, играя в старинную забаву под названием «орёл или решка». Возможных исходов два. Положительный вариант один. Делим один на два и получаем 0.5 (или 50%). Такова вероятность победы в этой популярной азартной игре.

Теперь немного более сложный пример из рулетки.

Вы играете, ставя на красный цвет. Красных чисел восемнадцать. Это количество благоприятных событий. Черных чисел тоже восемнадцать, но вы также проигрываете при зеро. Соответственно, общее число вариантов – тридцать семь. 18/37=0.4864.

Как видите, вероятность выигрыша ниже, чем в классической орлянке. Шансы уже не 50:50, но выплата по данной ставке – 1:1. Так формируется математическое превосходство казино, позволяющее заведению оставаться в плюсе на длинном отрезке.

Если вы пересчитаете вероятность выигрыша по любой из ставок европейской рулетки, а затем сравните их с коэффициентами расчета выплат, вы получите одинаковый показатель преимущества заведения по всем позициям.

Как выражается вероятность события?

Мы уже говорили, что в математической теории вероятность обозначается числом от нуля до единицы. В повседневных разговорах, находящихся за рамками науки, часто используются другие способы выражения:

  1. Проценты – тут все понятно: 50% или 95%;
  2. Шансы – противопоставляются отрицательные и положительные исходы: один к одному, два к одному и тому подобное;
  3. Дроби – формат следующий: 1/3, 1/5 и так далее.

Далее наглядный пример. Вы играете на рулетке без зеро с тридцатью шестью номерами. Вы делаете ставку на черное. Черных номеров восемнадцать. Вероятность победы: 18/36 = 0.5.

Иначе данный показатель можно выразить так: 50%, один к одному, или ½.

Предупреждая вопросы игроков, не знакомых с No Zero Roulette, ответим: выплаты на этой рулетке обычно меньше, чем в европейской, или же действуют комиссии, которые снимаются с выигрышей.

Еще один пример. Допустим, вы играете на видеослоте и принимаете участие в раунде, где нужно угадать масть карты. Мастей четыре, но вас устраивает лишь одна из них. Соответственно: ¼ = 0.25.

По-другому в этом случае вероятность выражается так: 25%, три к одному или ¼.

Напомним, эти варианты обычно не используются математиками в научной литературе.

Как рассчитать вероятность событий в азартных играх?

Теперь давайте с помощью наглядных примеров разберемся, как можно определить вероятность сразу нескольких событий. Рассчитывать их будем на примерах из азартных игр.

Вероятность в орлянке

На помощь нам опять придет старая добрая «орлянка», более известная в наши дни под названием «орёл или решка». Посчитаем, каковы шансы дважды кряду получить «орла».

Если необходимо рассчитать вероятность двух событий, нужно перемножить их показатели вероятности.

В данном случае события не связаны друг с другом. Другими словами, вероятность каждого из них равна 0.5.

Соответственно, мы должны ½ умножить на ½, что даст нам ¼ (0.25). Таковы шансы, что монета два раза подряд упадет одной и той же стороной кверху.

Это легко проверить, проанализировав все возможные исходы двух бросков:

  • Два раза может выпасть «орёл».
  • Два раза может выпасть «решка».
  • В первый раз может выпасть «орёл», а во второй – «решка».
  • В первый раз может выпасть «решка», а во второй – «орёл».

Таким образом, вариантов четыре, а это значит, что вероятность составляет 25% (0.25, 1/4 или 1 к 3).

Вероятность в шестигранных кубиках

По тому же принципу можно рассчитывать шансы в игральных костях.

Например, какова вероятность того, что два раза подряд выпадет тройка?

Для одного события этот показатель равен 1/6. Между собой отдельные броски кубика не связаны. Значит, перемножаем их и получаем 1/36, или 2.7%.

Допустим, мы хотим выяснить вероятность сразу двух событий. Например, нам нужно узнать, каковы шансы на то, что в результате одного броска игральной кости выпадет тройка ИЛИ шестерка.

В таком случае мы должны суммировать вероятности обеих событий: 1/6 + 1/6 = 2/6, или 1/3 (33.33, 2 к 1 или 0.33).

Вероятность в карточных играх

В азартных играх с картами можно вычислять вероятность по тем же правилам.

  • Начнем с того, что традиционная колода без джокеров состоит из пятидесяти двух листов. Шансы вытащить одну определенную карту – 1/52.
  • Предусмотрены тринадцать номиналов карт: от двойки до туза. Вероятность получить карту одного из них – 1/13.
  • Мастей четыре: пики, бубны, трефы и червы. Шансы вытащить карту нужной масти – ¼.

Однако необходимо учитывать особенности карточных игр. В ходе игрового процесса карты выходят из колоды. Они отправляются на руки клиентам, дилеру или в отбойник. Каждое такое действие изменяет вероятность выхода той или иной карты.

Например, в колоде 52 карты. Четыре из них – двойки. Вероятность получить двойку из полной колоды – 4/52, или 1/13. Допустим, дилер в блэкджеке сдает на первый бокс двойку.

Каковы шансы получить двойку на второй бокс?

В колоде осталась 51 карта. Двоек из них – три. Соответственно, вероятность выхода двойки – 3/51, или 1/17.

Еще один вопрос:

Какова вероятность того, что три карты, вытянутые наугад из колоды, окажутся бубновыми?

Вероятность получить бубновую карту в первом случае – 13/52. На втором заходе в колоде остаётся пятьдесят одна карта, а бубновых – двенадцать, ведь одну уже вытащили. Таким образом, шансы 12/51. В третьем заходе речь идёт о пятидесяти картах в колоде и одной из одиннадцати бубновых карт. Шансы – 11/50.

13/52 * 12/51 * 11/50 = 1716/132600.

В другом выражении это 0.01294 или 1.29%.

С помощью этих расчётов мы выяснили, каковы шансы найти три карты одной масти подряд. Важное условие: мы не возвращаем вытянутые карты назад в колоду.

Вероятность на рулетке

Перейдем к «Королеве казино». Именно этот пафосные титул дали игроки рулетке.

Здесь рассчитывать шансы несколько проще, чем в карточных играх. Далее будем отталкиваться от европейской рулетки с тридцатью семью числами от 0 до 37.

Вероятность победы при ставке на один номер – 1 к 36 (1 из 37). Выплата по этой ставке рассчитывается в соотношении 1 к 35. Это показывает, откуда берется то самое математическое преимущество казино (англ. House Edge) над клиентом.

С остальными ставками на рулетке ситуация такая же. Коэффициенты расчёта выплат во всех случаях обеспечивают заведению превосходство над игроком.

Подробнее о House Edge в разных видах рулетки читайте в тематических статьях на Casinoz.

Вероятность в блэкджеке

Говоря о блэкджеке в контексте обсуждаемой темы, нельзя не отметить важнейшую особенность данной игры:

Каждая карта, которую сдаёт реальный или виртуальный дилер, меняет шансы игрока на победу.

Представьте, что вы играете одной колодой. Чтобы собрать блэкджек, необходим туз. Изначально их четыре. Если выходит один туз, вероятность получить желанную комбинацию снижается на четверть. А если все четыре туза уже использованы, шансов стать обладателем блэкджека нет.

В процессе игры карты выходят из шуза постоянно. Скорость игрового процесса может быть очень высокой. Соответственно, просчитывать вероятность тех или иных исходов в блэкджеке довольно сложно.

К счастью для начинающих клиентов казино, профессионалы сделали за них основную работу. Они давно рассчитали, как разные нюансы правил или игровые ситуации влияют на RTP, House Edge и другие показатели. С учётом этих данных составлены таблицы оптимальных стратегий для ключевых версий игры.

Кроме того, существуют компьютерные программы, позволяющие производить расчёты в нестандартных ситуациях.

В целом, вероятность в блэкджеке – это очень обширная тема, которой посвящены многочисленные исследования, статьи и даже книги. На Casinoz она также рассматривается в рамках нескольких публикаций.

Вероятность в игровых автоматах

Рассчитать самостоятельно вероятность в слотах невозможно в силу недостатка информации. Например, вы не знаете, как часто выпадают иконки на барабанах. Вы можете изучить таблицу выплат, узнать данные об RTP, но не более того. Далее вам нужна помощь разработчика софта.

Справедливости ради, надо отметить, что некоторые провайдеры выкладывают в открытый доступ информацию о частоте выпадения символов, периодичности образования комбинаций и других технических характеристиках игровых автоматов.

Это познавательно, однако сложно сказать, как рядовому посетителю онлайн-казино использовать эти данные на практике. Выиграть они не помогут. Впрочем, обычных фанатов видеослотов подобная информация, как правило, не интересует.

Вероятность в видеопокере

Хотя аппараты для видеопокера похожи на видеослоты, в них гораздо больше от покера, чем от игровых автоматов. В ходе игры клиент должен принимать решения, как поступить в текущей ситуации. Его действия непосредственно влияют на преимущество казино. В большинстве слотов результат зависит лишь от генератора случайных чисел.

Важно понимать, что в видеопокере использована симуляция реальной колоды карт, а генератор случайных чисел играет роль дилера, который перемешивает и сдает карты. Соответственно, вы можете рассчитать вероятность выхода любой карты или шансы получения той или иной покерной комбинации.

Конечно, заниматься этим самостоятельно нет необходимости. Математики и профессиональные игроки произвели все расчёты, на основе которых они разработали оптимальные стратегии видеопокера для всех ключевых разновидностей игры.

Способны ли системы ставок победить казино?

Напоследок затронем вопрос, имеющий непосредственное отношение к вероятности в азартных играх.

Прежде чем дать ответ, нужно прояснить терминологию:

  1. Система ставок – В данном случае подразумевается метод, по которому игрок увеличивает или уменьшает ставку в зависимости от результатов предыдущего раунда. Классический пример – это система Мартингейла на рулетке. В этот же разряд попадают все алгоритмы изменения ставок на игровых автоматах и тому подобное.
  2. Игровая стратегия – Этот термин означает принятие игроком математически обоснованных решений. Они позволяют уменьшить преимущество казино или даже получить над ним некоторое превосходство. Например, это базовая стратегия блэкджека или видеопокера.

Так вот, системы ставок не помогают выигрывать у казино, а вот стратегии реально эффективны. В одних азартных играх клиент не может влиять на House Edge, а в других результат напрямую зависит от его действий.

Эта тема удостоена специальных публикаций на Casinoz. Ищите их в разделах «Статьи» и «Стратегии».

Заключение

Теория вероятности применима во многих аспектах гемблинга. Разработчики софта для онлайн-казино используют её, когда создают новые азартные игры. Профессиональные игроки не обходятся без неё, когда продумывают стратегии.

Однако не стоит преувеличивать её значимость для обычного посетителя казино. Возможности теории вероятности в казино не безграничны. Она не поможет вам обыграть рулетку или победить игровой автомат.

Будьте реалистами. Казино созданы, чтобы операторы гемблинга зарабатывали на клиентах. Математическое превосходство почти всегда на их стороне. Если хотите как можно чаще оставаться в плюсе, ищите игры с минимальным преимуществом заведения и учитесь правильно в них играть. В этом вам помогут статьи на Casinoz.

Econ Dude

Страницы

пятница, 16 июня 2020 г.

Основы игрового баланса на примере Clash Royale

Сегодня затронем такую любопытную тему как игровой баланс на примере популярной мобильной игры Clash Royale. Вначале расскажу про основы игрового баланса вообще, а потом посмотрим на конкретную игру и на то, как всё это там считается.

Что же такое игровой баланс?


Игровой баланс — это равновесие между игровыми персонажами, оружием, врагами и другими объектами. Это одно из правил для «честности» игрового мира и игрового процесса.

В своей основе игровой баланс это выраженное в цифрах равновесие между игровыми параметры, например между скоростью, уроном, броней, здоровьем и т.д.

Но что если в нашей игре нет цифр? Как считать баланс в таком случае? Допустим когда дети в реальном мире играют в прядки, в этой игре есть игровой баланс?

На самом деле он и там есть.

Если-бы мы перенесли реальную игру в компьютер, то сразу-бы стало понятно, что важна скорость бега, важно сколько считать с закрытыми глазами и т.д.

Как узнать что игра хорошо сбалансирована?

Если игра сбалансирована идеально, тогда там дальше уже не нужно что-то балансировать, верно? Однако, очевидно, что игр с идеальным балансом не бывает.

Даже в абсолютно симметричных шахматах и то, есть мелкое преимущество первого хода.

Для онлайн игр проверка баланса обычно осуществляется на основе больших массивов статистических данных из игры.

Допустим в World Of Tanks просто считают статистику побед одной и другой стороны, и если например одна команда, которая появляется сверху карты, побеждает на 3% чаще, то это повод для левел дизайнера взяться за работу и сделать карту более сбалансированной.

Такой метод проверки баланса в целом хорош, он один из лучших, но и с ним бывают некоторые проблемы, а так-же для адекватной оценки вам нужно иметь в распоряжении очень много данных и большую выборку.

Делать какие-то выводы на основе 10-ти сражений невозможно, вам нужны данные 10 000 сражений как минимум. Чем больше данных, тем лучше.

Другая проблема при таком подходе (он используется и в DOTA 2, и в Clash Royale) в том, что это порождает понятие «меты» (meta game), которое означает, что игроки начинают реагировать на каждое такое обновление и «правку цифр» тем, что используют каких-то персонажей или оружие значительно чаще чем остальные.

Делают они это просто потому, что их все используют, либо так-как считают что это «имба» (не сбалансировано, слишком сильная штука).

Тогда разработчики на основе этих не верных данных делают выводы, что что-то в игре слишком крутое, режут параметры, а может оказаться, что слишком крутым оно не было.

Просто например на определённом танке играют самые задроты и самые опытные игроки, таким образом выдавая стабильно более высокую статистику, хотя танк в целом обычный, просто у него упор например на урон, а задротам нравиться именно это.

Поэтому, основа игрового баланса не в таких вечных и постоянных балансировках, а основа в математике и базовой модели. Балансировки по игровой ситуации идут позже.

Уже потом можно «напильником» всё это бесконечно перепиливать, и эти правки баланса даже в каких-то играх являются как-бы контентом, так-как меняют игровую модель.

Баланс по Гарфильду

Часто используется так называемый баланс по Гарфилду.

Вначале игры человек делает некий выбор, например танка, пушки, расы или персонажа.

Если в этом случае первая пушка всегда лучше второй пушки, при любых условиях, то мы получаем дисбаланс первого рода.

Если в игре есть вещи, которые никто никогда не использует, либо которые все используют наверняка, то это дисбаланс второго рода. Например в StarCraft для прокачки главного здания зергов и выхода на новый тир купить это самое улучшение главного здания.

Его делают все и всегда (если игра длиться дольше чем Х минут), однако, тут весь вопрос в цене этого улучшения и в том, когда это делать. Или если в том-же StarCraft никто и никогда не использует валькирии, то тут мы имеем ту-же проблему.

Приводить в пример первый StarCraft с моей стороны довольно глупо, так-как StarCraft — это игра с практически лучшим игровым балансом за всю историю. Почти никому не удавалось настолько хорошо сбалансировать три совершенно разные расы в RTS.

И то, что я говорю что валькирии никто не использует, через много лет после развития игры и онлайн сражений, люди начали использовать и их, например для охоты на оверлордов зергов и сбивание лимита.

Баланс в Старике оказался настолько хорош, что вышло так, что даже тот факт, что мы имели раньше низкую статистику использования по каким-то юнитам, это не потому, что юниты плохо сбалансированы, а лишь потому, что долгое время в игре была такая мета, когда эти юниты были не особо нужны и редко применялись.

Далее их начали использовать без каких-то правок характеристик.

Баланс в StarCraft можно брать за эталон баланса RTS.

Как считать игровой баланс?

Если говорить просто, то нам нужно привести все параметры одного юнита (карты. персонажа, предмета и т.д.) к одной цифре. Эту цифру можно назвать ценой.

Например у нас есть меч:

  • Урон 10;
  • 1 удар каждые 3 секунды;
  • Прочность 100 ударов.

Нам нужно определить вес (коэффициент, множитель) каждого из этих параметров и понять как он повлияет на итоговую цену. Цена может быть выражена в игровой валюте, это удобно для RPG, но на самом деле мы можем это не показывать игрокам.

Можно сделать вот так:

  • 1 единица урона = 10 цены (прямая зависимость)
  • 1 секунда удара = 25 цены (обратная зависимость)
  • 25 единиц прочности = 5 цены (прямая зависимость)

Если урон у меча будет уже не 10. а 20, то цена возрастает на +100, до 145

Если 1 удар будет за 5 секунд (это хуже, чем 3), тогда цена падает на 50

Интересно что в данную формулу мы можем добавить вообще любую вещь, например шанс выпадения (дропа) такого меча из врага-бандита.

  • Допустим: 5% шанса = 3 цены (обратная зависимость)

Если этот меч выпадает из каждого второго убитого бандита (шанс 50%), то его итоговая цена у торговца будет уже 45 — 30 = 15 монет.

Цена снизилась с 45 до 15, так-как этот меч не обязательно покупать, а можно легко выбить бесплатно и его цена у торговца будет ниже.

Таким-же образом мы можем добавлять и другие факторы, основная проблема — это грамотно взвесить цену каждого фактора. Вот это сделать бывает трудно.

Еще сложнее взвешивать таким образом различные уникальные способности.

Что лучше, урон по области, или шанс критического урона? Как это оценить?

Любопытно что шанс критического урона оценить довольно легко. Допустим у нас есть способность: шанс 10% нанести удвоенный урон. Мы просто считаем среднее увеличение урона в случае этой способности.

Если урон равен 10, то каждый десятый удар нанесёт урон 20. Это на 10 урона больше чем обычно. Следовательно в среднем каждый удар будет наносить на 1 урона больше.

Значит и стоимость данной способности равноценна одной единице урона, в случае вот этого меча. Но что если у нас другой меч? Что если DPS (Damage per second) отличается?

Ну так и нужно брать во внимание что ценность способности нанести критический урон растёт, в зависимости от оружия и других параметров. Однако, вот этот крит (10% — 2х) равноценен стабильному увеличению урона на 10%. Следовательно нам удобнее взвесить именно это отдельные +10% урона от любых атак.

  • +1% урона = цена 100

И мы можем это уже куда удобнее оценивать. Допустим у персонажа есть параметр силы, он даёт +5% урона за единицу и +5% жизней. Так вот, если вес жизней равен весу урона в формуле (цена 500), то итоговая ценность +1 силы получается 1000.

И например кольцо, которое даёт +1 силы будет стоить вот как раз 1000 монет.

Примерно так-же можно взвесить например способность отравления.

Если способность даёт 1 урона по врагу в течении 60 секунд (60 урона), то чёткая цена данной способности будет 600. Видите как иногда всё просто?

Но с RTS (стратегиями в реальном времени) может быть сложнее чем с RPG.

Игровой баланс на примере Clash Royale

Про Clash Royale я писал не один раз, например вот моя большая статья про игру.

Игру я очень люблю и считаю её лучшей мобильной игрой вообще, за все времена. Это такая миниатюрная дота, MOBA, стратегия, карточная игра и всё это — онлайн.

Но как всё это балансируют?

Для ответа на этот вопрос я сделал перевод слов Stefan Engblom, дизайнера Clash Royale.

“We don’t really have a process. It’s like random chaos.
That’s pretty much how it sometimes feels.”

В команде Clash Royale работает всего 16 человек, дизайнер отметил важность ловкости и быстроты при подходе к балансу и рассказал, что нужно быстро реагировать на изменения меты избегая бюрократии в принятии решений.

Он рассказывает что большая часть процесса хаотична, они пьют кофе, вертятся на стуле и если к кому-то приходит интересная идея, они сразу это делают и тестируют в офисе, а так-же постоянно спорят о том, как это лучше применить, и нужно-ли это вообще.

В Clash Royale есть только одно чёткое правило баланса:

На каждый новый уровень карта получает +10% урона и здоровья

Всегда следуя этому правилу уже нет нужны балансировать все уровни карт, достаточно балансировать один уровень.

Первый, последний или уровень для турниров — не важно.

Когда их команда занимается дизайном и балансом, они стараются сохранить и получить:

“You want to have a healthy metagame. That’s the ultimate goal.”

Принципы балансировки Clash Royale

Как дизайнер добивается достижения «здоровой» мета игры?

  • Добейтесь того, чтобы ВСЕ карты ощущались как слишком сильные (overpowered — OP). Главное тут это слово «ощущались», этого можно достичь например с помощью графики и крутых анимаций, однако основная задача сделать так, чтобы каждая карта «имела свой момент» (ощущалась как слишком сильная) в какой-то ситуации;
  • Для всего нужна контра. Для каждого действия должно быть противодействие. Это принцип камень-ножницы-бумага, очень старый принцип балансировки в играх. Реальной имбы быть не должно;
  • Делайте новые карты (юниты, предметы, классы, расы, героев) важными. Не должно быть скучных или неважных обновлений, каждый игровой объект должен иметь свою цель и своё применение;
  • Сохраните старые карты (игровые объекты) важными, даже после добавления новых. Избегайте ситуации когда добавляя в игру что-то новое, нечто старое теряет свой смысл. Всегда держите в голове, что уже есть в игре и как с этим можно сочетать новинку;
  • Продолжайте ребалансировку. Постоянно обновляйте вашу игру, меняйте баланс, правьте его и следите на ситуацией в игре. Это так-же поможет игрокам почувствовать что игра постоянно живёт и развивается.

Какие карты балансировать?

В Clash Royale выбор карт для балансировки основан на трех вещах:

Топовые игроки в популярной игре постоянно обсуждают карты и текущую мету, делают видео и пишут на форуме. Это даёт огромную почву для исследований.

Именно прислушиваясь к мнению топовых игроков вы можете узнать, что с вашей игрой не так и что следуют поправить, однако не слушайте только топов, иногда они играют совсем в другую игру, не в которую играет 90% основных игроков.

Статистические данные так-же очень часто используются для балансировки.

Смотрят на два ключевых показателя:

  • Процент побед рук с какой-то картой;
  • Шанс что берут данную карту.

Частоту использования карт в Clash Royale вы можете найти на сайте по ссылке:

Но даже имея перед глазами все эти цифры, как понять что карту нужно ослабить или усилить? Разработчики Clash Royale говорят, что вы должны чувствовать вашу игру и иногда полагаться на интуицию.

Далеко не факт, что частое использование молнии (zap) является сигналом силы этой карт и что её нужно ослабить, это может говорить о том, что просто эта карта хорошо себя показывать в большинстве ситуаций, но не что она всегда обеспечивает победу.

Если игроки любят какую-то карту, но она не очень сильная, это не повод её ослаблять лишь-бы понизить частоту её применения. Иногда можно усилить альтернативы этой карты — другие карты со схожим действием и ценой.

Разработчики отделяют две интересных категории карт:

  • Хлеб с маслом — используются часто и всеми;
  • Остренькие карты — используются редко, но метко.

Кстати, можете почитать мою большую статью (там-же и видео):

В качестве заключения разработчик говорит:

“It really does just boil down to play, play, play, play, play”

Всё действительно сводиться к этому: играй, играй, играй, играй, играй. Больше игр, больше данных для анализа и больше отзывов игроков. Баланс в Clash Royale осуществляется с помощью постоянного тестирования и слежения за текущей игровой ситуацией, и на данный момент баланс в этой игре является одним из лучших в жанре, он даже может соперничать с уважаемыми стратегиями или играми жанра MOBA.

ТОП онлайн казино по количеству бонусов и скорости вывода выигрыша:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место в рейтинге! Моментальные выплаты!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Приветственный бонус 20 000 руб! Быстрые выводы!

Добавить комментарий