Отбивай свой же депозит и радуйся… История того самого ВАГЕРА

Рейтинг надежности онлайн казино за 2020 год:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место в рейтинге! Моментальные выплаты!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Приветственный бонус 20 000 руб! Быстрые выводы!

История любви: Вагнер и кокетка

Никто не знает, в каком возрасте приходит к людям настоящая любовь. Великий композитор Рихард Вагнер познал это изумительное счастье, когда ему стукнуло полвека.

К тому времени он был отцом семейства, а его избранница Козима моложе его на 24 года, к тому же замужем за его другом. Композитора и Козиму осуждали, но их любовь победила все невзгоды.

На момент знакомства с супружеской четой Бюлов сердце женатого композитора Вагнера всецело владела Матильда Везендонк (Mathilde Wesendonck). Чувство к Козиме зародилось у Рихарда после “исцеления от Матильды” — не ранее 1861 года. Вопреки досужим сплетникам и записным моралистам, которые талдычили о “черной неблагодарности к своему ближайшему другу”, о “разнузданности нравов”, о “разрушении чужих семейных очагов” и тому подобному, отношения Вагнера и Козимы были не прихотью престарелого эротомана и молодой кокетки, а настоящей Любовью.

Мария Залесская в замечательной книге о Вагнере пишет:

“Более трех лет (что уже само по себе отвергает любую теорию о “разнузданности нравов”) Рихард и Козима отчаянно боролись со своим чувством, не желая предавать идеалы семьи и дружбы. Один раз — в отношениях с Матильдой Везендонк — Вагнер сумел выйти из подобной борьбы победителем. Теперь чувство оказалось сильнее. Да и Козима, в отличии от Матильды, помогавшей Вагнеру справиться с любовью, всецело отдалась своей страсти.

Страдая сама, она заставила Вагнера пройти через еще более мучительные переживания. В конце концов, в отличии от Отто Везендонка, всего лишь игравшего при Матильде вторую роль, с Гансом фон Бюловом Вагнера связывала старая и прочная дружба. Переписка Вагнера и Козимы того периода лучше всяких “теорий” свидетельствует: оба они прошли через очищение страданием”.

Брак Козимы и Ганса фон Бюлов (Hans von Bülow и Cosima) изначально не был идеальным браком. Ганс женился на дочери своего учителя Листа, подчинившись его воле и из чувства благодарности к человеку, который так много для него значил и еще больше сделал. Козима уважала мужа, не испытывая к нему глубокого чувства. Со временем Ганс фон Бюлов понял, какие чувства его благоверная испытывает к его другу, старику Рихарду. Понял и простил обоих.

Насчет якобы присущего Вагнеру “комплекса неполноценности”, тянущего композитора исключительно к замужним женщинам, исследовательница его творчества Мария Залесская отмечает:

“Во-первых, композитора, при его полной убежденности в собственной гениальности и непогрешимости, можно обвинить в чем угодно, но только не в комплексе неполноценности.

Если в ранней молодости у Вагнера еще можно было заметить переживания по поводу недостатков его внешности, то после того как он осознал свой исключительный талант, все это отошло даже не на второй, а на десятый план. В отношении Вагнера речь может идти скорее о мании величия.

Во-вторых, вряд ли человек сознательно мог обрекать себя на те сердечные муки, которые испытывал Вагнер в отношениях и с Матильдой Везендонк, и с Козимой”.

Брак Рихарда, заключенный им в ноябре 1836 года с девицей Минной Планер (Wilhelmine ‘Minna’ Planer), тоже не был удачным. Однако даже после фактического разрыва Вагнер при своих постоянных долгах продолжал содержать жену. И только после ее смерти в 1866 году Козима решилась на переезд к Вагнеру, пережив при этом всеобщее осуждение и пойдя на разрыв отношений с отцом.

Узы Гименея соединили влюбленных в 1870 году. Почти десять лет они шли к своему счастью. Был еще один не самый последний человек, вмешивающийся в их судьбу. Людвиг II Баварский из древнего рода Виттельсбахов (Wittelsbach). Тех самых, которые одними из первых в Европе начали покровительствовать наукам и искусствам.

Уже в 1422 году баварский герцог Иоганн Виттельсбах пригласил к своему двору знаменитого фламандского живописца Яна ван Эйка (Jan van Eyck), заложив тем самым первый камень в здание “виттельсбахского Парнаса”. Вагнер дружил с баварским монархом. Если королевская особа покровительствовала музыканту в материальном плане, то в плане эмоциональном Вагнер снисходил до короля. Именно так. В отличие от дружбы равных с Листом или с более молодым Фридрихом Ницше. Отбросив все условности к Вагнеру приехала Козима.

Одна, оставив детей с отцом в Мюнхене. Влюбленные отправились в романтическое путешествие по Швейцарии, посетив Лозанну, Берн, Люцерн. Паре особенно приглянулся пригород последнего — Трибшен (Tribschen). Гуляя по Трибшену, они облюбовали одиноко стоящую среди парка старинную виллу. Идея снять ее пришла к Вагнеру и Козиме одновременно.

Получив денежное вспомоществование от Людвига, Вагнер приобрел загородный дом за пять тысяч франков. Используя игру слов, Рихард переименовал Tribschen в фонетически близкий Triebschen (Trieb — порыв, побуждение, импульс, склонность, стремление). Тем временем состоялось объяснение между супругами Бюлов.

Ганс подал прошение об отставке с поста капельмейстера Мюнхенского придворного театра. В католической Баварии, при королевском дворе, никто не дал ему развода с Козимой, которая и сама была католичкой. Ганс разрывался между долгом служения высокому искусству (прежде всего, вагнеровскому) и собственными чувствами. Король Баварии холодно принял его отставку. Впоследствии Вагнер писал своему старинному другу, композитору Петеру Корнелиусу (Peter Cornelius):

“До сведения Его Величества были доведены слухи, позорящие честь госпожи фон Бюлов.

При таких условиях для нее оставалось только одно — порвать навсегда с Мюнхеном и добиться развода с мужем, имя и честь которого она хотела оградить от ненависти враждебных ей людей. Совершенно разумно она советовала ему оставить колебания и решиться на развод. Во имя этой цели она даже готова была принять на себя все жестокости бракоразводного процесса.

Бюлов поблагодарил ее, согласился с ее советом, но в свою очередь заявил, что все происходящее теперь в Мюнхене вызывает в нем сильнейшее отвращение, так что, при таких обстоятельствах, он все равно отказался бы от своего места”.

Фон Бюлов приехал в Трибшен. Рихард Вагнер написал открытое письмо для публикации в прессе, в котором защищал честь Козимы от всех “клеветнических нападок”. Во имя соблюдения светских приличий чета Бюлов “соединилась” и вместе с детьми выехала из Трибшена в Мюнхен, чтобы уже там окончательно расстаться. Козима находилась на четвертом месяце беременности.

Отцом будущего ребенка был, вне всяких сомнений, не законный Ганс, а беззаконный и любимый Рихард. 17 февраля 1867 года Козима разрешилась от бремени четвертой дочкой Евой — вторым ребенком Вагнера. В это время композитор работал над “Нюрнбергскими мейстерзингерами” (Die Meistersinger von Nürnberg) и дочурка получила имя в честь героини оперы, красавицы Евы Погнер. С момента окончания “Мейстерзингеров” для Вагнера началась счастливая полоса. Как говорил персонаж совсем из другой оперы:

“красивая жена, хороший дом — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!”

Отбивай свой же депозит и радуйся… История того самого ВАГЕРА

Фил.4:4–7 . Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

1. «Блаженны плачущие» , и: «Горе вам, смеющиеся» ( Мф. 5:4 ; Лк. 6:25 ), говорит Христос. Почему же Павел говорит: «Радуйтесь всегда в Господе» ? (Апостол) не противоречит Христу, – нисколько. Христос сказал: «Горе вам, смеющиеся» , разумея смех этого мира в отношении к делам настоящим; а блаженными назвал не тех плачущих, которые оплакивают только потерю собственности, но тех, которые скорбят и плачут о своих неправдах, размышляя о грехах своих, или о чужих. Этому плачу не противна та радость; даже более – от этого плача она и происходит, потому что оплакивающий и исповедующий свои неправды радуется. Иначе (сказать), можно плакать о грехах своих, а радоваться о Христе. И вот, так как (филиппийцы) томились под бременем страданий, – «потому что вам дано , – сказано, – не только веровать в Него, но и страдать за Него» , – то он и говорит: «Радуйтесь всегда в Господе» . Слова эти значат не иное что, как – ведите такую жизнь, чтобы радоваться. Поэтому, когда дела для Бога совершаются у вас беспрепятственно, – радуйтесь. Итак, или это говорит (апостол), или предлог о ( έν ) употреблен (вместо с ( συν ); как бы так сказал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» . Так говорит свойственно крепко уверенному, и показывающему, что пребывающий в Боге всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, – всегда он радуется. Послушай, что повествует Лука об апостолах: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян. 5:41 ). Если бичи и узы, которые по-видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль? «И еще говорю: радуйтесь» . Кстати он повторил слово. Так как обстоятельства были таковы, что рождали печаль, то через повторение слова показывает, что точно должно радоваться. «Кротость ваша да будет известна всем человекам» . Выше он сказал: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» . А так как представлялось вероятным, что (филиппийцы) отнесутся недружелюбно к злым (людям), то (апостол) и увещевает, чтобы они, не имея ничего общего с таковыми, в то же время с великой кротостью обходились бы не только с братьями, но даже с врагами и неприятелями. «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем» . Отчего, скажите мне, вы унываете? Оттого, что восстают против вас? Оттого, что вы видите их веселую жизнь? «Не заботьтесь ни о чем» . Уже настал суд; скоро они дадут ответ в делах своих. Но вы в скорби, а они в веселии? Это скоро кончится. Но они коварствуют и угрожают? И это не надолго будет им попущено; уже близок суд, когда все будет напротив. «Не заботьтесь ни о чем» : уже настало (время) возмездия. Будете ли обходиться кротко с теми, которые готовят вам бедствия, постигает ли вас нищета, смерть, или другое какое-либо зло, – все прекратится. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» .

Итак, первое утешение – в том, что «Господь близко» , и в обетовании: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Вот и другое утешение, которое и в скорби, и в несчастии, и во всех горестных случаях служит облегчительным лекарством. Какое же это? Молитва, и благодарение за все. Потому Он желает, чтобы в молитвах мы не только просили, но и благодарили за то, что имеем. Да и как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее? Но «всегда» , – говорит, т. е. во всякой вещи, «в молитве и прошении» . Итак, должно благодарить за все, даже и за то, что кажется прискорбным: это – свойство истинно благодарного. Первого (благодарения за все) требует самое существо вещей; а последнее (благодарение за прискорбное) происходит от души благодарной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет. Потому молитесь о том, что угодно Ему. Он все устраивает к нашей пользе, хотя мы и не понимаем. Даже то самое, что мы не понимаем, весьма полезно. «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» . Что это значит? «Мир Божий» т. е. мир, который устроил Бог с людьми, превосходит всякий ум. Кто в самом деле мог ожидать, кто мог надеяться на такие блага? Они выше не только всякого слова, но и всякого ума человеческого: за врагов своих, за тех, которые ненавидят Его, отвращаются от Него, – за них Он не пощадил предать Единородного Сына, чтобы примириться с нами. Этот-то мир, т. е. примирение и любовь Божья, «соблюдет сердца ваши и помышления ваши» .

2. Дело учителя не только увещевать, но и молиться и молитвой помогать (ученикам), чтобы они не пали под тяжестью искушений, и не были обмануты; как бы так сказал он: кто избавил вас таким непостижимым для ума образом, Тот да сохранит и утвердит вас, чтобы вы ничего не потерпели. Итак, или это объясняет (апостол), или разумеет тот мир, о котором сказал Христос: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Иоан. 14:27 ), – он да сохранит вас. Этот именно мир превосходит всякий ум человеческий. Если же ты спросишь: каким образом? – то слушай. Когда Господь заповедует иметь мир с врагами, которые обижают, вооружаются против нас и ненавидят нас, – не выше ли это ума человеческого? Но обратим особенное внимание на первые слова: «Мир, который превыше всякого ума» . Если мир (превосходит всякий ум), то тем более сам Бог, податель мира, превосходит всякий ум, не только наш, но даже ум ангелов и горних сил. А что значит – «Во Христе Иисусе» ? В Нем да сохранит, говорит, чтобы вы были непоколебимы и не отпали от веры в Него. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо» ( Флп.4:8 ). Что значит: «Наконец» ? То есть, все уже нам сказано. Это выражение свойственно тому, кто поспешает и нисколько не останавливает внимания на настоящем. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне» ( Флп.4:9 ). Что значит – «что любезно» ? Любезное верующим, любезное Богу. «Что только истинно» . Совершенно истинное то же, что добродетель, а ложь то же, что порок, так как и удовольствие порока ложь, и слава его ложь, и все, что в мире, ложь. «Что чисто» – сказано в противоположность выражению: «они мыслят о земном» . «Что честно» – в противоположность: «Их бог – чрево» . «Что справедливо, что достославно» – вот о чем, говорит, ( «помышляйте» ). «Что только добродетель и похвала» . Здесь он внушает им попечение и в отношении к людям «О том» , – говорит, – «помышляйте» . Видишь ли, что он хочет изгнать из душ наших всякое злое помышление? Ведь от (злых) помыслов происходят злые дела. «Чему вы научились, что приняли» .

Вот прекрасное учение – при всех увещаниях (апостол) представляет в образец самого себя, как и в другом месте говорит: «Которые поступают по образу» ( Фил.3:17 ); и здесь опять: «Чему вы научились, что приняли» , т. е. наставлены, «и слышали и видели во мне» – и из слов, и из действий, и из образа жизни. Видишь ли, что заповедь эта касается всего? Так как невозможно было подробно говорит о всем, и о входах, и об исходах, и о словах, и о наружном виде, и о дружестве, – а христианину о всем этом следует заботиться, – то он кратко и вообще сказал: «и слышали и видели во мне» , т. е. в присутствии моем; как бы так сказал: я руководствовал вас и делами и словами. «То исполняйте , – не только говорите, но и делайте, – и Бог мира будет с вами» , т. е., если вы так это соблюдете и будете иметь мир между собою, то пребудете в спокойствии и великой безопасности, не испытаете ничего неприятного, и ничего противного вашим желаниям. Если мы имеем мир с Богом, – а имеем его через посредство добродетели, – то тем более. Он пребудет с нами. Тот, Кто столько возлюбил нас, что пришел и к нежелавшим (пришествия Его), – не гораздо ли более покажет Свою любовь, если увидит обращающихся к Нему? Нет ничего настолько враждебного нашей природе, как порок. А каким образом порок враждебен, а добродетель дружественна, – это видно из всего. Если угодно, рассмотрим это сперва относительно одного порока – блуда. Блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех, – делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли от блудниц, и получили раны. Если же блуд производит это, то тем более прелюбодеяние. Ужели таковы следствия и милостыни? Никак; напротив она, как чадолюбивая мать, делает свое детище весьма скромным, благонравном, истинно славным, побуждает заниматься необходимым, не оставляет нас, не отвлекает от нужных дел, и делает душу разумнейшею. Ничего нет безрассуднее блудников. Впрочем не угодно ли тебе видеть любостяжание? И оно производит то же, что сделал бы для нас враг. Каким образом? И оно делает нас ненавистными для всех; оно производит то, что все нас проклинают – и обиженные и не обиженные, – последние о первых соболезнуют, а за самих себя боятся; все смотрят на них (любостяжателей), как на всеобщих врагов, как на диких зверей, как на демонов; везде бесчисленные упреки, коварства, зависть, – все, что свойственно врагам. Правда же напротив всех делает нам друзьями, всех приятелями и доброжелателями: все молятся за нас; вследствие того положение наше становится совершенно безопасным, вовсе не бывает беды, подозрения, мы засыпаем безбоязненно, спокойно, ни о чем не тревожимся, ничем не терзаемся.

3. Видишь ли, что она гораздо лучше? Что ж, скажи мне, лучше – завидовать, или сорадоваться другому? Исследуем все это, и найдем, что добродетель, как истинно чадолюбивая мать, делает безопасными; а порок, ввергая в опасности, есть вещь ненадежная и опасная. Послушай, что говорит пророк: «Господь – сила боящихся Его и завет Его (это) явит им» ( Пс. 24:14 ). Тот никого не боится, кто не сознает в себе никакого зла: а порочно живущий ни на кого не надеется, но трепещет даже пред рабами и смотрит на них подозрительно. Что я говорю пред рабами? Он не может сносить суда совести. Не только внешние, но и внутренние помыслы тревожат его, и не позволяют ему быть спокойным. Итак что же, скажешь? Для похвал должно жить? (Павел) не сказал: взирай на похвалу, но – делай и похвальное, впрочем не для похвалы. «Что только истинно» : а похвалы – ложь. «Что честно, что чисто» : честным означается внешнее, пречистым душевное достоинство. Не полагайте, говорит, претыкания и не давайте повода ( 2Кор. 6:3 ). Так как он сказал: «Что достославно» , то чтобы ты не подумал, что говорит просто об отношении к людям, присовокупил: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте» . Желает, чтобы непрестанно в этом пребывали, об этом старались, об этом помышляли. Если мы будем иметь мир между собою, то и Бог будет с нами: а если поднимем войну, то Бог мира не будет с нами. Ничто так не враждебно для души, как порок; и наоборот, ничто столько не делает ее безопасной, как мир и добродетель. Потому должно начать с того, что до нас касается, и тогда привлечем Бога к себе. Бог не есть Бог вражды и войны. Потому оставь вражду и войну и с Богом и с ближним, живи мирно со всеми. Подумай, кого спасает Бог: «Блаженны , – говорит Он, – миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» ( Мф. 5:9 ). Таковые непрестанно подражают Сыну Божью, и ты подражай Ему: живи мирно. Чем более враждует против тебя брат, тем большая ожидает тебя награда. Послушай, что говорит пророк: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир» ( Пс. 119:6 ). Вот это добродетель, это выше ума человеческого, это приближает к Богу.

Нет ничего так приятного Богу, как непамятозлобие. Оно освобождает тебя от грехов, изглаживает твои вины; а когда бранимся и деремся, то удаляемся от Бога. От препирательства происходит вражда, а от вражды памятозлобие. Подсеки корень, и не будет плода; таким образом научимся презирать житейское. Не бывает, истинно не бывает борьбы из-за предметов духовных; но все, что – ты видишь – ни случается, борьба ли, зависть ли, и что бы кто ни назвал, случается из-за предметов житейских: всякая борьба имеет свое начало или в любостяжании, или в зависти, или в тщеславии. Потому, если мы будем жить мирно, то научимся и презирать земное. Похитил ли кто-нибудь твое имение? Он нисколько не обидел тебя, лишь бы не похитил богатства горнего. Воспрепятствовал ли твоей славе? Лишь бы не славе у Бога, а славе ничтожной, которая собственно и не слава, а только имя славы, или лучше – бесславие. Похитил ли честь у тебя? Не у тебя (похитил), а у себя. Как обидчик обижает не другого, а себя, так и коварствующий против ближнего прежде всего губит себя, потому что кто копает яму для ближнего, тот сам падает в нее. Итак, не будем коварствовать против других, чтобы не причинить вреда себе. Когда станем ниспровергать славу других, припомним, что вредим себе, что коварствуем более против себя. И действительно, хотя преодолевши (врага) повредим ему пред людьми, за то самих себя обидим пред Богом, раздражив Его. Итак, не будем вредить себе. И как, обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе. Потому, когда враг причинил тебе вред, в таком случае, размысливши, что он оказал тебе благодеяние, ты, если благоразумен, не только не плати ему равным злом, но еще благотвори. Но ты скажешь: удар весьма ощутителен. Подумай же о том, что ты не только не делаешь добра врагу твоему, но еще наказываешь его, а себе благодетельствуешь, – и ты тотчас начнешь благодетельствовать. Что ж? Ужели, скажешь, с таким намерением должно делать (добро)? Не с таким намерением должно делать; но когда сердце твое не может перенести (обиды), то хотя таким образом преклони его, и ты скоро решишься оставить вражду; после же того будешь благотворить врагу, как другу, – и таким образом Получишь будущие блага, которых все мы и да сподобимся достигнуть во Христе Иисусе (Господе нашем, Которому со Отцом и Святым. Духом слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь).

Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1905. Том 11, Книга 1, Беседы на послание к Филиппийцам, с. 219-355.

Рейтинг казино на русском языке:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место в рейтинге! Моментальные выплаты!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Приветственный бонус 20 000 руб! Быстрые выводы!

Новое в блогах

Губерман о Даниэле Баренбойме и Вагнере.

Сквозь королей и фараонов,

вождей, султанов и царей,

оплакав смерти миллионов,

идет со скрипочкой еврей.

В связи с этим хочется упомянуть о другом великом музыканте — Даниэле
Бaренбойме, который родился в Аргентине, с младенчества жил и учился в
Израиле, а сегодня, как и все музыканты его уровня, живет одновременно
всюду. Собственно, мы хотим поговорить о скандале.
Скандал очень давно, еще со времен футуристов, а то и раньше, был верным двигателем артистической карьеры.

Но в Израиле, тут даже и скандалы особые.
Дело в том, что, гастролируя в Иерусалиме, Бaренбойм продирижировал
Вагнером. «Ну и что такого особенного? — удивится читатель. Знаменитый
композитор, его повсюду исполняют». Вот тут-то собака и зарыта. Повсюду —
да, а в Израиле — нет.

Израиль бойкотирует Вагнера. Дело в том, что под
музыку Вагнера сожгли очень много евреев. Фюрер страстно любил этого
композитора («Я бесконечно многим, — признавался он, — обязан в своем
духовном развитии мастеру из Байрета» ), а евреев не любил и нашел
оригинальный способ совместить эти свои полярные отношения.

Естественно, что никакое дело у евреев не проходит единогласно. Сторонники
и противники бойкота не жалеют доводов и аргументов.

Да, говорят противники бойкота, Вагнер был малоприятным типом и даже
антисемитом. Его обожал Гитлер.
Да, он был официальным композитором Третьего рейха. Да, под его музыку гнали евреев в газовые камеры.

Но человек — это одно, а творчество — другое. Когда не требует поэта. и так
далее по тексту, всем известному. Опять же: не он виноват в том, что его
музыку использовали так, как использовали. Что был антисемит — не очень
хорошо, но можно подумать, что Шопен и Чайковский ими не были, так что же —
не исполнять Шопена и Чайковского?

И наконец, мы живем в демократическом обществе, и тот, кому не по душе Вагнер, может попросту его не слушать, но другим мешать он права не имеет. Но Вагнер был не просто антисемитом, отвечают сторонники бойкота, — он был идеологом антисемитизма, одним из духовных отцов нацизма. И в
доказательство приводят слова самого Вагнера.

Поскольку Вагнер писал живо и образно, мы не откажем себе в удовольствии процитировать несколько его пассажей. Итак.

«Я пришел к выводу, что даже одной микроскопической капли еврейской крови
уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и
он должен быть уничтожен».

И эта идея была подхвачена, хотя и не совсем: *1/32 *еврейской крови
прощалась — нацисты оказались гуманнее Вагнера.
О своей собственной музыке (об опере «Парсифаль» ) Вагнер пишет:

«Звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре,
олицетворяют гибель всех евреев, и, поверь, я не написал ничего
прекраснее. «
Парсифаль» — это избавление от Избавителя, ведь в жилах Христа текла еврейская кровь».

Вагнер не ограничился музыкой: он представил в баварский парламент проект
уничтожения евреев — это, насколько нам известно, первый план геноцида,
представленный официально.

Кстати, это вызвало резкую реакцию Ницше, заявившего, что музыка Вагнера —
это «яд, одурманивающий мозг», и написавшего Вагнеру, что он достоин
«умереть в тюрьме, а не в своей постели. Вы не человек, Вы просто
болезнь».

А как относятся к музыке Вагнера его коллеги-музыканты?

Д. Верди: «Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой
Вагнера, если не хотим, чтобы нас поглотила злая сила».

Г. Нейгауз: «Музыка Вагнера пробуждает худшее».

В. Софроницкий: «В нем меня отталкивают какие-то черты, предвосхищающие
самое ужасное у немцев — фашизм».

Но самым убедительным аргументом против разделения Вагнера-человека и
Вагнера-композитора являются слова самого Вагнера:

«Было бы величайшей ошибкой отделять Вагнера-мыслителя и философа от Вагнера-композитора. Может быть, в других случаях возможно, но в моем — нет».

И вот еще что интересно: Вагнер — художник, стоящий на стороне смерти.
Прочитав Шопенгауэра, он делает одобрительный вывод: «Его главная идея —
окончательное отрицание воли к жизни. Это истинное серьезное желание
смерти, бесчувствия, тотального уничтожения».
(Сам Шопенгауэр, прочитав посланный ему Вагнером текст «Нибелунгов», возненавидел его и отослал назад.)

Последнее слово — автору книги «Взлет и падение Третьего рейха» Уильяму
Ширеру, лично встречавшемуся с Гитлером, одному из самых авторитетных
специалистов по истории, политике и культуре Германии двадцатых- сороковых
годов XX века: «Вагнер. создал германское мировоззрение, адаптированное и
утвержденное Гитлером и нацистами как свое собственное. Рассмотрение
творчества Вагнера лишь в узкомузыковедческих рамках не только сужает наши
представления о его громадном значении в эволюции германского общества, но
и создает искусственную границу ответственности «.

А как же реагируют на исполнение Вагнера те, у кого до сих пор на руке не
выцвел номер? — Наш знакомец в пятидесятые годы, еще мальчишкой, жил в районе Рехавия в Иерусалиме, районе, где обитало много выходцев из Германии. В доме напротив жила женщина, о которой было известно, что привелось ей
пройти через концлагеря. Жила она одиноко, тихо, с соседями общалась мало и
неохотно. А в его доме обитал меломан, обожавший слушать классическую
музыку, для чего у него имелся патефон и пластинки.

И вот однажды теплым летним вечером поставил он на патефон запись «Тангейзера», с той самой божественной музыкой, которую исполнил Д. Беренбойм в своем концерте. И когда поплыли долгие нежные звуки, из дома напротив раздался вой. Этот жуткий нечеловеческий вой затих только тогда, когда машина «Скорой помощи» отъехала на достаточно далекое от Рехавии расстояние. Женщина эта в свой дом не вернулась. Следует, правда, добавить, что любитель классической музыки больше пластинок с записями Вагнера не ставил.

А сейчас вернемся снова к пианисту и дирижеру Даниэлю Беренбойму. Много лет
тому назад он был женат на Жаклин дю Пре — очаровательной рыжеволосой
женщине, изумительной виолончелистке. Они много и часто играли с
Филармоническим оркестром. Это была прелестная пара, и те, кому повезло
слышать этот дуэт, никогда не забудут ощущение идеальной гармонии, которое
вызывала их игра.
А потом случилась беда. Жаклин поразил рассеянный склероз, обрекающий человека на умирание по частям, и не быстрое — долгое умирание. Болезнь длилась и длилась. Однажды Израильский филармонический оркестр
гастролировал в Лондоне, в Альберт-холле. И вот, раскланиваясь на овации,
Мета вдруг увидел в проходе кресло на колесах, в котором сидела Жаклин дю
Пре, неподвижное, прикованное к своей каталке существо. Мета поднял руку:

«В зале находится большой друг нашего оркестра Жаклин дю Пре. В ее честь мы
сыграем любимую ее вещь, адажио из Десятой симфонии Малера». Сказал и
повернулся к оркестру с помертвевшим лицом, ибо это адажио — ужасно
печальное, проникновенное, чуть даже траурное произведение.
Жаклин и вправду любила эту вещь, но в данной ситуации это получалось весьма двусмысленно.

Ходу назад не было, и Мета поднял палочку. Сперва заплакали оркестрантки,
потом оркестранты, потом и сам Мета. А когда уплыл последний звук, то Мета
не нашел в себе сил обернуться к молчащему залу и так и остался стоять с
опущенными руками. И вот тогда в этой тягостной безысходной тишине
раздались один за другим два негромких хлопка.
Никто не знает, каким чудом удалось Жаклин дю Пре сдвинуть парализованные сухие руки, но она это сделала. А потом, конечно, были овации, цветы, слезы и всеобщее умиление. К тому времени, как говорят, у Беренбойма, который до самой смерти Жаклин преданно и безупречно вел себя по отношению к жене, был долгий роман с Еленой Башкировой, ребенок у них был, но даже пресса, все эти папарацци, паразитирующие на знаменитостях, — даже они ни словом не обмолвились, даже у них проснулось милосердие. Сработала, скорее всего, та удивительная магия благородства, которая исходила от этих двух людей.

А теперь вернемся к исполнению музыки Вагнера в Израиле. Как истинные
демократы, мы, конечно же, согласны с противниками бойкота. Раз они
говорят, что это великая музыка, то ее, конечно же, надо исполнять. Но
только мы хотим сказать, что людям, прошедшим через ад, к которому великий
композитор имел некое отчетливое отношение, — им ведь осталось жить совсем
немного. И если даже одному из них станет плохо оттого, что в этой стране
звучит «та самая» музыка, то можно подождать. Исполнять Вагнера или не
исполнять — вопрос не демократии или музыкального вкуса, а исключительно —
элементарного милосердия. А когда они умрут, играйте Вагнера с утра до
ночи. И кто не любит Вагнра, просто не пойдет на концерт.

Короче, на известный вопрос, совместимы ли гений со злодейством, мы
отвечать отказываемся, поскольку свое мнение по этому поводу держим при
себе. Оно наше личное. Мы полагаем, что каждый человек отвечает на это
самостоятельно.
Мы только не ходим более на концерты великого, действительно великого музыканта Даниэля Беренбойма. Себе, разумеется, в убыток. И не то чтобы мы были уж такими Иванами Карамазовыми насчет слезинки ребенка, мы и сами достаточные сукины дети. Но вот ходить не хочется. . .»

Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim, 15 ноября 1942, Буэнос-Айрес) — израильский дирижёр и пианист аргентинского происхождения.

Ри́хард Ва́гнер, полное имя Вильгельм Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор и теоретик искусства.

ТОП онлайн казино по количеству бонусов и скорости вывода выигрыша:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место в рейтинге! Моментальные выплаты!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Приветственный бонус 20 000 руб! Быстрые выводы!

Добавить комментарий